Программа развития.

1. Информационная справка

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода начала своё существование с 1983 года, когда началось строительство района Верхние Печеры. Многие годы школа имела численный состав около и свыше 1000 человек.

Однако на пороге двух столетий в микрорайоне школы стала наблюдаться тенденция сокращения количества детей школьного возраста. В это же время закрываются детские сады, в том числе все те, которые относились к микрорайону школы № 42. Это привело к снижению численности учащихся, которое продолжается по сегодняшний день.

В соответствии с Постановлением главы администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода от 7.06.95 г. № 249 «О реорганизации д/сада № 439 в интернат для детей дошкольного и начального школьного возраста», обучение воспитанников интерната решено было организовать на базе школы № 42. Таким образом, с 1995 года в школе систематически обучалось до 50 детей из детского дома, что требовало организации для них коррекционной помощи. В 2005-2006г.г. выпущен последний класс СКК 7-го вида. В настоящее время ребята из детского дома обучаются в общеобразовательных классах.

В   1996   году  в  школе  были  открыты  университетские  классы  по  договору  с университетом   им.   Лобачевского.   Преподаватели   университета   вели   занятия   по предметам: иностранный язык, информатика, математика, русский язык, физика, история. В течение нескольких лет существовали классы модельеров - по договору с техникумом легкой промышленности, медицинские классы - по договору с медицинским училищем №2,  физико-математические  классы - по  договору  с  политехническим  институтом, гуманитарные классы. На базе школы функционирует хоровое отделение музыкальной школы № 8 им. Виллуана. Силами педагогов и школьников создан Музей истории микрорайона Верхние Печеры. В школе функционируют  группы продленного дня.

Режим работы школы - 5-ти дневная неделя для начальных классов, 6-ти дневная неделя для учащихся 5-11 классов.

Программы, реализуемые в школе одновременно с нижеследующей:

1.  Программа семейного воспитания «Мы вместе».

2.              Программа воспитательной работы «Рост».

3.              Программа «Здоровье».

4.              Программа «Профессиональное самоопределение учащихся».

5.              Программа «Организация профилактической работы с несовершеннолетними (заняла 3 место на городском конкурсе)

6.              Программа летнего оздоровительного лагеря «Чудеса лета».

 

Проблемный анализ итогов первого этапа реализации программы развития.

Задачи подготовительного этапа программы: оценить степень готовности коллектива к инновационной деятельности на этапе внедрения; провести обучение педагогов новым способам педагогической деятельности; создать творческую группу для апробации разработанной системы приемов, технологий, форм интеллектуального воспитания учащихся; провести исследование качества контрольно-оценочной деятельности; разработать формы оказания помощи учащимся в оформлении «Портфолио»; оценить качество управленческой деятельности.

Изучение готовности педагогов к инновационной деятельности проводилось путем анкетирования.

1.Самооценка уровня затруднений педагога: в освоении теоретических знаний, предмета (20%) , методики (30%); детской психологии (50%);

2.Самооценка готовности педагога к экспериментальной деятельности: знают цели и задачи эксперимента 30%; знают программу эксперимента 30%; знают свои функциональные обязанности, как участника эксперимента 40%; умеют изучать литературу по теме эксперимента 80%; умеют вести наблюдение 82%; умеют проводить социологические исследования 20%;

З.Самооценка способности к саморазвитию: высшим баллом учителя оценили свои способности анализировать опыт и эмоции, осознание влияния окружающих, отсутствие страха перед ответственностью, стремление к самопознанию; низкие баллы получили утверждения «всегда оставляю время для саморазвития», «препятствия только стимулируют мое развитие», и т.д. Средний балл по итогам анкетирования - 63,3 при максимальном - 75.

4.  Стимулирующие факторы саморазвития: интерес к работе, рост ответственности,
обучение на курсах ПК. Недостаточным стимулом к саморазвитию педагоги считают
методическую работу в школе, организацию труда (3,4 и 3,7 баллов из 5).

5.             Препятствующие факторы саморазвития: ограниченность информационного ресурса, недостаток времени, недостаточная поддержка руководителей (2,6 баллов из 5), зависть коллег (2,1 балл из 5). 

6.             Стили педагогической деятельности: «эмоционально-методический» - 66% педагогов («традиционно-идеальный», свидетельствующий о функционально-ролевой ориентации педагога); «рассуждающе-импровизационный» - 18% педагогов, «рассуждающе-методический» -16%. 

7.  Мотивационная готовность к участию в инновационной деятельности: итоги
самооценки - 30% участвует, 45% планирует (интересно, получаю новый опыт), 25% не готовы (в основном, из-за большой загруженности).

8.  Мотивационная среда в школе, тип мотивации отдельных групп педагогов:

общая сумма баллов 236 из 360 максимальных. Высшие баллы (7,8-8,2 из 10) получили следующие утверждения: «успешная работа невозможна без постоянного совершенствования», «коллектив имеет четкие и конкретные цели развития», «каждый педагог свободен в выборе метода», «знаю четко перспективы роста». На первом месте оказались мотивы, связанные с профессиональным ростом, на втором - с «интересом», на третьем - потребность в административной поддержке.

9.  Изучение качества оценочной деятельности педагогов: не используют при оценивании знаний учащихся таксономию Блума или используют лишь три первых критерия-78%; только эпизодически организуют «быструю обратную связь» в учебном процессе 60% учителей. В критерии оценки образовательных результатов не включены «учебные умения и навыки» у 76%.

10.      Итоги изучения качества управленческой деятельности: высшие баллы в ходе самооценки получила деятельность по контролю и координации (4 балла из 5), 1 балл -информационное обеспечение управленческой деятельности, 2 балла - прогностическая направленность планирования, деятельность по созданию структур, 2,6 балла - учет при разработке планов школы заказа родителей и учащихся, стремление поддержать педагога при эмоциональном «спаде». 

11.      Изучение уровня владения общеучебными умениями и навыками учащихся 5-11 классов (21 умение) показало положительную динамику в их развитии: «запись устно текста» в виде простого плана - с 6,7% до 94%; сложного - с 6,9% до 36%; самостоятельное оформление графиков, схем, таблиц и т.д. - с 50% до 95%; составление тезисов - с 9% до 25%; умение работать с учебниками - с 65% до 84% и т.д. Низкие оценки у учащихся 11-классов «получили» умения (кроме перечисленных): работа с общеполитической и научной литературой, рецензирование. Высшие оценки (85%-100%) получили умения: «составление простого плана», «работа с художественной литературой и справочниками», «составление конспекта, написание доклада, реферата». 

12.        Изменение педагогической деятельности:

67% учителей используют эпизодически или в системе развивающие образовательные технологии: метод проектов,
технологию развития критического мышления, «сигнальные карты» (рефлексия учеником
результатов своей деятельности на уроке), «системный оператор», дидактические игры и
т.д. 30% учителей используют от 8 до 4 развивающих технологий

Поле проблем:

l.He разработаны критерии качества образовательных результатов в Школе интеллектуального воспитания.

2. Не используются в системе дидактические средства интеллектуального воспитания на этапах «объяснение», решение учебных задач», «оценивание», при организации самостоятельной работы с текстом.

3.Содержание (ясность эталонов и критериев) и процедура оценивания не удовлетворяет значительное количество учеников (ощущение несправедливости отметки, эпизодичность «обратной связи» и т.д.).

4.      Руководителями школы не полной мере используется модель «мягкого управления».

5.      Незначительное число педагогов еще испытывают затруднения при освоении новых способов деятельности.

6.   Не разработана система преемственности в развитии интеллектуальной сферы
ученика.

3. Концептуальная часть Миссия и цели школы

Выпускник школы владеет совокупностью компетентностей, выступающих мерой способности человека включиться в разнообразные виды деятельности, мера его социальной зрелости.

Ключевые (базовые, универсальные, переносимые) компетентности многомерны и многофункциональны. Человек, освоивший универсальные умения, способен решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.

Понимая общественную значимость развития интеллектуальных способностей учащихся, коллектив определил следующую миссию своего образовательного учреждения: разработать и реализовать модель «Школы интеллектуального воспитания», выпускник которой не просто владеет необходимыми знаниями, но может развивать свой - интеллектуальный потенциал, управлять своей интеллектуальной деятельностью.

В рекомендациях ЮНЕСКО сформулированы требования к основным, базовым компетентностям: умение работать с числовой информацией, коммуникативные умения, владение информационными технологиями, умения самостоятельно добывать, усваивать, обрабатывать, хранить информацию; умение работать в команде; умение принимать решения и нести за них ответственность.

Концептуальная модель Школы интеллектуального воспитания

Понятие интеллекта в современной психологии неоднозначно. Обобщив работы отечественных и зарубежных авторов, М.А.Холодная выделила несколько основных подходов к его определению: Генетический, где интеллект - следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды. Процессуалъно-деятельностный, где интеллект определяется как особая форма человеческой деятельности. Образовательный подход рассматривает интеллект как продукт целенаправленного обучения. В регуляционном подходе интеллект - это фактор саморегуляции психической активности. Социокультурный подход определяет интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом.

Существенно расширяет представления об индивидуальных особенностях человека «теория множественного интеллекта» Г.Гарднера. По мнению автора теории можно выделить семь разновидностей интеллекта:

-  вербально-логический (способность к устной и письменной речи, к формулированию
мыслей и т.д.);

-   логико-математический   (способность  к  логическому  мышлению,   индуктивным  и
дедуктивным умозаключениям и т.д.);

-  визуально-пространственный (способность к рисованию, скульптуре, дизайну и т.д.)

-  моторно-двигательный (способность к пластике движений различных групп мышц);

-  межличностно-коммуникативный (умение общаться с людьми, работать в команде);

-  внутриличностный (знания о внутренних    механизмах психической деятельности,
самоанализ, рефлексия и т.д.)

По мнению Гарднера каждый человек имеет способности к тем или иным типам интеллектуальной деятельности. Есть люди с универсальными способностями, есть и такие, у которых способностей немного. Для организации образовательного процесса в Школе интеллектуального воспитания очень важен вывод автора о том, что большинство людей может развить свой интеллект до адекватного требованиям уровня. Разные типы интеллекта, считает автор, взаимосвязаны и, развивая один из них, (например, музыкальный), человек развивает и другие (например, логико-математический). И, наконец, по мнению Гарднера, есть много способов развития всех его типов в ходе обучения.

Два последних типа интеллекта: межличностный и внутриличностный выделен автором в особый тип - «эмоциональный интеллект», отвечающий за социальную сферу существования личности, определяющий способность личности к усвоению социальных норм поведения (разум, здравый смысл). Именно уровень развития этого типа интеллекта определяет успех в карьере, финансовые успехи и т.д. Обычно эмоциональный интеллект существует сам по себе, управляя миром наших эмоций, черт личности и индивидуальными характеристиками. У каждого человека есть возможность развить свой эмоциональный интеллект, отказавшись от заниженной самооценки, пробуждая в себе качества и свойства ранее невостребованные.

М.А. Холодная делает вывод: традиционный «задачный» способ определения уровня интеллектуального развития нельзя считать единственным и достаточно информативным. Таким образом, чем выше уровень развития интеллектуальных возможностей субъекта, тем более вариативны и непредсказуемы проявления его интеллекта в виде тех или иных конкретных интеллектуальных способностей.

Поэтому дидактический "принцип интеллектуального воспитания - учить всему, отрабатывать по выбору ученика

Анализ разных представлений об интеллекте позволил М.А. Холодной сделать вывод о том, что речь в них идет не столько об интеллекте как некой «психической целостности», сколько о функциональных его свойствах, таких, как: уровень обобщения значений слов , сформированное мыслительных операций и действий; обучаемость, т.е. общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности (З.И. Калмыкова); сформированность когнитивных навыков (извлечение, преобразование, хранение и переработка информации), скорость переработки информации, переструктурирование познавательного образа (Дж. Брунер), тип организации знаний и др.

Определение интеллекта, предложенного М.В.Холодной, как специфической формы ментального    (умственного   опыта),   положено    в   основу    «обогащающей   модели» интеллектуального развития. Основные идеи предлагаемой модели:

1)  Любой ребенок «заполнен» собственным, субъектным ментальным опытом, состав и
строение которого различно у разных детей.

2)    Содержание этого опыта - «предметы, представления, понятия, умственные и
практические действия, а также эмоциональные коды, личностные смыслы, установки,
стереотипы» (И.С. Якиманская)

3)Ученик нуждается в создании условий для развития этого опыта, поэтому этот внутренний опыт ученика должен рассматриваться как «контекст» обучения (Дж. Хазард); обучение - это встреча субъектного опыта и социального опыта поколений (И.С. Якиманская).

«Развитие индивидуальных психических ресурсов ученика, в том числе и интеллектуальных, должно стать одной из приоритетных задач современной школы. Главный показатель ее эффективности - это не только ЗУН, но и уровень интеллектуального развития» (М.А. Холодная).

Критерии интеллектуальной воспитанности: нтеллектуальная компетентность, интеллектуальная инициатива, интеллектуальное творчество, интеллектуальная саморегуляция, сохранение уникальности склада ума (КИТСУ).



Создать бесплатный сайт с uCoz